Логотип видання 'Хрещатик'

images
images
разделительная полоска
разделительная полоска
архів | документи | реклама  | контакти
разделительная полоска
разделительная полоска разделитель
images
Новини
  images
4 жовтня 2007 року, четвер  №165 (3155) номер газеты в PDF-формате PDF новини в RSS-форматі RSS   |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    
images
images
полоса
images
images
Общество
images    
images
images
images
images 05/10/2007 10:45 версия для печати   просмотров 850

Раду Поклитару поставил Баха и Равеля наоборот


images

В среду трупа "Киев модерн-балет" на сцене театра имени Ивана Франка сплясала одноактные балеты "Дождь" и "Болеро". Постановщик спектакля Раду Поклитару опять замахнулся на гигантскую танцевальную утопию, однако неожиданно вывел формулу: музыка Баха так похожа на гопак, как молдаванин на грузина.

Синдром экспериментального балетного танца преследует киевскую сцену давно. По крайней мере, весь прошлый и в теперешний век обычно ведется так, что тот или иной балетмейстер-затейник избирает Киев как плацдарм для завоевания художественных высот. Раду Поклитару — один из последних, кто не испугался нашего весьма консервативного отношения к балетному свободомыслию. И к тому же, не только поселился в украинской столице, а даже использовал имя города как бренд собственного театра “Киев модерн-балет”.

А впрочем, главная фишка балетмейстерского проекта Поклитару не в попытке создать театр, не похожий на другие. С самого начала существования “Киев модерн-балета” (от громкого “Кармен TV”) молдавский хореограф задумал — не много и не мало — изменить статус балетного искусства как таковой. То есть, превратить классический танец из абстрагированного вневременного рассказа в предметный разговор о современном человеке. Жаль, но после третьего представления театра об этом благородном задании стоит, по-видимому, забыть окончательно.

Третья премьера — это два одноактных балета: “Дождь” на музыку Баха вместе с мелодиями народных танцев и “Болеро” Мориса Равеля. Начинает Раду Поклитару с иронического подмигивания на адрес Игоря Мойсеева: выдумывает на собственное усмотрение танцы народов мира, вышивая их, как и большой предшественник, просто по фольклорной канве. Правда, и для грузинов, и для россиян, и для Молдовы балетмейстер использует фактически ту же танцевальную лексику — агрессивные, напряженные, чувственно насыщенные движения, лишенные привычного этнического колорита.

Хотя и обязательная для национального калейдоскопа разнообразность никуда здесь не исчезает. Только это, скорее, не своеобразие национальных характеров, а множество эмоциональных состояний — безразличие, опустошение, подъем, истерия. К тому же, каждый дуэтный или монологический танцевальный фрагмент, как будто фреска, демонстрирует архетипные отношения мужчины и женщины: равноправно-партнерские, вынужденно-обреченные, свободные и неподконтрольные. Грубость мужской игры с женщиной появляется в танцевальных зарисовках циничного Востока. Чувственный эротичный поединок — наилучший способ, чтобы рассказать о грузинской впечатлительности. Самым выразительным и самым остроумным у Поклитару, конечно, стал молдавский фрагмент. Насмешливая демонстрация спеси, упрямства и наивности соотечественников усиливается еще и тем, что именно в молдавском танце едва ли не единственный раз на протяжении представления балетмейстер предоставляет герою преднамеренную характерность через костюм, одев его в анархическую тельняшку.

В конечном итоге, фольклорные мелодии так и остаются колоритным фоном для драматического танца и причудливых пластичных соединений, придуманных Поклитару. Вместо этого музыка Баха в начале и в финале “Дождя” становится универсальной содержательной канвой представления. В отличие от национальных миниатюр, Поклитару предлагает воспроизводить эту вечную музыку деиндивидуализированно и хаотически, словно механические удары по клавишам. А впрочем, именно из этой случайно-бесконечной перебежки танцовщиков, из агрессивных возгласов и рукоплесканий в ладони балетмейстер выплетает новые универсалии для мира, в котором движение — это прежде всего эмоция.

Спровоцировав к максимуму эмоциональное напряжение, Совет Поклитару опять иронически подмигивает — в этот раз уже зрителю. В финале “Дождя” танцовщики, сбившись в кучу, подносят вверх бели перевернуты парасоли. Этим дождем или снегом наоборот — с потолка в зонтики, будто в ловушку, сыплется песок — балетмейстер в который раз переворачивает мир на собственное усмотрение: непрестанное броуновское движение останавливается, и добытая эмоцией энергия, по закону ее сохранения, начинает мигать в бесконечных каплях песка.

В режиме “наоборот” трактует хореограф и мировой танцевальный шлягер “Болеро”. Главным мотивом придуманного Поклитару танца становится высвобождение, выделение, а не концентрация и напряжение. От серой толпы людей, перевязанных рукавами черных больничных рубашек, одна за другой отделяются существа, которые начинают действовать самостоятельно и независимо. С каждым следующим рефреном их количество растет, и вот, наконец, из хаотической толпы отделяются шеренги мощной индивидуальности. Вот только, “рожая” людей таким оригинальным способом, Поклитару, скорее всего, творит не свободный социум, а новые колонны послушных исполнителей.

Именно здесь едва ли не в первый раз эмоциональное сценическое существование молодых танцовщиков начинает выразительно контрастировать с главной идеей режиссера. Их безукоризненная творческая послушность, которой может позавидовать любой киевский театр, становится еще одним “наоборот” представления. К сожалению, весьма грустным, потому что путь к свободному миру через толпу серых бессловесных винтиков мы уже проходили.

 Анна ВЕСЕЛОВСКАЯ, специально для “Хрещатика”

полоса
images
images
images
images
Новости по теме:
images  
images
images
images
images
08:43 | Безкоштовне кіно просто неба.
images
images
21:13 | Кияни замовляють їжу через Інтернет.
images
images
12:19 | Как выбрать полотенцесушитель?.
images
images
09:12 | Детские рюкзаки по видам и факторы выбора.
images
images
15:22 | Відкрити власну справу вже зараз. Перші кроки.
images
images
13:42 | Випускний 2019. Трендові туфлі та аксесуари.
images
images
12:29 | Диссертация на заказ в Киеве недорого.
images
images
19:47 | Стартап, що принесе Вам гроші.
images
images
20:42 | Скандинавська мода.
images
images
17:48 | Барбер… що?.
images
images
images

images
© газета "Хрещатик", "Хрещатик.Київ"
У разi використання матерiалiв
гіперпосилання на kreschatic.kiev.ua обов'язкове.
Всi права на матерiали цього сайту
охороняються вiдповiдно до законодавства України,
зокрема про авторське право i сумiжнi права. WebAdmin
images images images
| | | | | | | |