1 февраля 2008 состоялась встреча между представителями Укрзализныци, металлургических предприятий и экспедиторских компаний, целью которой было обсуждение целесообразности индексации тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом Украины. Об этом сообщила «Хрещатику» пресс-служба Укрзализныци
К сожалению, активность предпринимателей не была достаточно высокой – на встречу пришли лишь представителя 3 предприятий, да и те не принимали активного участия в дискуссии и не аргументировали „необоснованность” индексации тарифов. Зато, Генеральный директор Укрзализныци Василий Мельничук призвал руководителей металлургических предприятий к открытому диалогу.
- Что металлурги будут делать без нас, а железнодорожники без них? Нам нужно находить общий язык, чтобы и национальные предприятия развивались, и железные дороги Украины могли нормально функционировать и удовлетворять потребности экономики в перевозках, – отметил Василий Мельничук.
В свою очередь, в Укрзализныци отмечают, что повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки является необходимым шагом для обеспечения конкурентоспособности железнодорожной отрасли на рынке транспортных услуг в условиях рыночной экономики. В случае искусственного сдерживания решения вопроса относительно пересмотра тарифов ситуация, которая сложилась на железных дорогах Украины, приведет к техническому и экономическому упадку железнодорожной отрасли из-за прогрессирующей тенденции физического износа и морального старения основных производственных фондов, которое будет тормозить процесс роста экономического потенциала государства.
В настоящее время железнодорожный транспорт в целом удовлетворяет потребности общественного производства и население в перевозках. Однако эффективность деятельности отрасли, качество услуг, которые предоставляются потребителям, все в большей степени не отвечают современным требованиям. Набирают силы опасные тенденции снижения провозных возможностей железных дорог, что создает реальные угрозы последующему развитию экономики и национальной безопасности государства.
На железных дорогах прогрессирует тенденция физического износа и морального старения основных производственных фондов, особенно подвижного состава, от наличия и технического состояния которого зависит работоспособность железнодорожного транспорта, а также экономическая безопасность его функционирования.
За последние 15 лет основные средства практически не обновлялись, как следствие – критическое техническое состояние железных дорог. Об этом свидетельствует тот факт, что на сегодня износ подвижного состава, срок эксплуатации которого составляет 25-30 лет, превышает 70 %.
Общая потребность в капитальных инвестициях на 2008 год в развитие железнодорожного транспорта, учитывая снос подвижного состава и основных средств, составляет свыше 20,4 млрд. грн., а финансовые возможности железных дорог текущего года позволят удовлетворить потребность лишь на 47,5% (9,7 млрд. грн.). Только на приобретение основных средств необходимо почти 5,7 млрд. грн., в том числе подвижного состава – 5,0 млрд. грн. Кроме того, на финансирование модернизации основных средств необходимо почти 2,6 млрд. грн., в том числе модернизации колей – 1,0 млрд. грн.
Уплата текущих платежей железными дорогами Украины в бюджет и государственные целевые фонды увеличится против прошлого года на 20,8%.