С конца мая в столичном наземном транспорте можно будет проехаться без билета - заработает, правда, пока в тестовом режиме, система электронной оплаты проезда. Будут испытывать программу на нескольких коммунальных маршрутах. Вместо обычных билетов и месячных проездных, пассажирам выдадут бесконтактные карточки, похожие на те, что уже начали действовать в метро. Будет принимать участие в эксперименте 10 тыс. клиентов троллейбусов и автобусов - именно столько пробных карточек изготовят для начала, сообщает ТРК “КИЇВ”.
Компостеры на 38-ом троллейбусном маршруте катаются последние дни. Вскоре их заменят умные машины, которые будут считать льготников и брать электронные деньги с обычных пассажиров, - достаточно подвести к ним специальную транспортную карточку. Водитель Олег подобную систему увидел в восточных соседей и с нетерпением ожидал внедрения у нас.
«Такая система используется в разных странах. Я в России видел. Это намного удобней, потому что - во-первых контролируется пассажиропоток и сбор идет напрямую - не надо каждый день считать выручку - все это надо учитывать», - сказал водитель троллейбуса №38 Олег Козаков.
Испытателей нововведения будет 10 тысяч. Льготники карточки получат бесплатно. Остальные смогут приобрести у водителя одноразовые аналоги. Обычные же абонементные талоны, на экспериментальных маршрутах не будут действовать. Транспортные карточки впоследствии также должны заменить и проездные, 200 тысяч которых реализуют ежемесячно. Будет действовать новая карточка бессрочно - главное - вовремя пополнять счет в терминале.
«Будут предусмотрены разные схемы оплаты проезда, то есть можно взять проездной на месяц, на год, на квартал - разные схемы будут применены дисконтные схемы также, а можно пополнить карточку на 5 поездок, 10 - сколько пассажиру удобно», - сказал начальник службы автоматики и связи КП «Киевпастранс» Николай Гузенко.
Система также предусматривает разработку специальных тарифов. Плата за проезд будет вариироваться в зависимости от длины маршрута или времени суток - как это делается в Европе. Кондукторы с таким разнообразием сумм вряд ли справятся - говорят транспортники, поэтому потребность в их услугах отпадет. А вот контролерам работы только добавится. Их штат удвоят, а штрафы не неуплаченный проезд увеличат.
«У контролера будет специальное устройство, когда он будет заходить в подвижной состав в водителя будет специальная кнопка, где он выключает систему, где уже невозможно списывать. А контролер как талончик сейчас берет - будет брать проездной билет и проверять, оплатили они или нет», - сообщил заместитель генерального директора КП «Киевпастранс» Сергей Литвинов.
Пассажиры, хоть еще и не ознакомились с нововведением, говорят к эксперименту готовые.
Для еще большего удобства, разработчики обещают со временем усовершенствовать систему. Например, по их словам карточки можно будет вживить в мобильный или часы. Женщинам, которые всегда не могут найти ничего в своих сумках, - достаточно будет просто поднести их к устройствам учета. К транспортным услугам карточки со временем внесут дополнительные - ею можно будет рассчитываться в некоторых аптеках и магазинах. Впоследствии социальная карточка будет служить своеобразным электронным паспортом киевлянина.