25 июня пресс-служба Госкомнацрелигий обнародовала заявление, в котором указано на ошибки, которые прозвучали в выступлении на Архиерейском соборе Патриарха Алексия II, сказавшего, что «новая редакция Устава Украинской Православной Церкви вступает в силу после принятия Священным Синодом Руской Православной Церкви и утверждения ее Предстоятелем», информирует РІСУ.
В Госкомнацрелигий Украины считают заявление Патриарха таким, что ставит под сомнение компетентность органа, то есть Госкомнацрелигий Украины, который регистрировал изменения и дополнения к Уставу Украинской Православной Церкви. В Госкомнацрелигий акцентируют на том, что принципы правового и канонического статуса УПЦ, которые вписаны в Устав РПЦ, подтверждают, что Устав Украинской Православной Церкви (которая является самоуправляемой и имеет право широкой автономии) утверждается ее Предстоятелем (то есть Митрополитом Сабоданом – РИСУ) и принимается Патриархом Московским и всея России. Что касается Синода Русской Православной Церкви, то по Уставу РПЦ в его компетенцию не входит утверждать, принимать или согласовывать Устав УПЦ.
Текст Заявления Госкомнацрелигий Украины:
24 червня у своєму виступі на Архиєрейському Соборі Руської Православної Церкви Патріарх Алексій II заявив наступне: «Прошедший в декабре 2007 года Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви принял новую редакцию ее Устава. В текущем месяце произведенные изменения были зарегистрированы государственными органами Украины. Согласно нормам Устава Русской Православной Церкви, который был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году при участии архиереев Украины, новая редакция Устава Украинской Православной Церкви вступает в силу после одобрения Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения ее Предстоятелем. С связи с этим нам следует обсудить пути и средства укрепления единства и взаимосвязей Украинской Православной Церкви со всей Полнотой Московского Патриархата, дабы мы могли сообща помочь преодолению тех трудностей, которые переживает народ Божий на Украине. Нам надлежит выслушать голос как украинского епископата, ряды которого заметно пополнились, так и собратьев-архиереев из других стран».
Втім, у Статуті Руської Православної Церкви засади правового та канонічного статусу УПЦ сформульовано таким чином: «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». (Глава VIII. Самоуправляемые Церкви, п. 17).
Оскільки така заява Предстоятеля РПЦ ставить під сумнів компетентність органу, який реєстрував зміни та доповнення до Статуту Української Православної Церкви, Держкомнацрелігій заявляє, що Предстоятель РПЦ припустився у своєму виступі щонайменше двох помилок.
По-перше, згідно Статутів РПЦ та УПЦ, Священний Синод РПЦ не має компетенції затверджувати, схвалювати чи погоджувати Статут УПЦ.
По-друге, Патріарх не затверджує, а схвалює Статут, що під юридичним кутом зору не одне й теж.
Крім того, слід наголосити, що схвалення Статуту не тотожне схваленню його нової редакції, а тим більше змін і доповнень до нього.
На Соборі єпископів 21 грудня 2007 року УПЦ прийняла не новий Статут і не нову редакцію Статуту, а саме виправлення зміни та доповнення до нього, які й зареєстрував Державний комітет у справах національностей та релігій згідно з вимогами чинного законодавства України. Відповідно, і собор єпископів УПЦ, і Держкомнацрелігій діяли в межах своєї компетенції. На жаль, співробітники Московської Патріархії, що готували матеріали до виступу Патріарха, виявили брак професійної компетентності, внаслідок чого поставили під сумнів обізнаність Предстоятеля РПЦ із церковними актами, що регулюють статус Української