В предчувствии безденежья благотворительные фонды сокращают свои расходы и закрывают проекты, а получатели добродетельной помощи боятся, что им больше никто не будет помогать. Пишет «Вечерка»
Татьяна Червьякова - участница благотворительной акции «Помоги конкретному человеку». У нее - прогрессивный сколиоз третьей степени. Проще говоря, у молодой девушки вырос горб, который зажимает легкие и сердце. «Трудно дышать и очень болит спина», - жалится девушка. Чтобы ее вылечить, необходимо 60 000 гривен. Чтобы собрать эти средства, о Тане написали в газете и показали по телевизору.
Девушка верила, что до Нового года ее прооперируют и жизнь наладится. Больная зачастую звонила по телефону в банк и проверяла состояние своего счета. «Мой папа попал в больницу, и теперь ему нужны деньги на лекарства, - рассказывает Татьяна. - Начался кризис, и мою сестру уволили с работы, а я едва устроилась, чтобы продавать «Форнетти». Хоть 300 гривен, но заработаю». Девушка работает, чтобы ее семья смогла пролечить отца. Таня жалуется, что работать ей больно, а кризиса она откровенно начала бояться. «Неужели ничего не будет, и меня не прооперируют?», - совсем не риторический вопрос от девушки.
Однако в Главном управлении социальной защиты населения предлагают заблаговременно не бить в набат. Все надежды там теперь возлагают на постоянных благотворителей, которые каждый раз давали деньги тем людям, которые обращались за помощью. «Думаю, что в период кризиса об этих людях не забудут и все же будут поддерживать их», - говорит начальник Главного управления Татьяна Костюренко. Впрочем, в управлении заметили, что сегодня процесс финансовой поддержки таки потерял свою прежнюю активность.
Благотворительные фонды, в свою очередь, тоже заняли выжидательную позицию. А на форуме добродетелей, который состоялся на прошлой неделе, они единодушно решили, что резко изменять стратегию своей деятельности пока еще не будут. Зато оптимистично отмечают, что экономический кризис как раз и проверит добродетельные организации на моральную и финансовую выносливость. «Все благотворительные организации в настоящий момент нервничают. Например, у нас кризис незаурядно зацепил основателей, и, по-видимому, бюджет на 2009 год будет меньше нынешнего. А с трех проектов на Новый год удастся реализовать только один. Однако помогать все равно нужно, ведь большинство незащищенных граждан, очевидно, очутятся за чертой бедности», - говорит президент БФ «Стремление» Наталья Баш. И в самом деле, для достаточно большого количества пенсионеров, сирот, инвалидов благотворительная помощь часто была единственным выходом из затруднительных жизненных ситуаций. Имеем замкнутый круг: интернатные заведения готовятся к сокращениям своих штатов и экономят средства бюджетов 2008 года. Их головы все еще рассчитывают на добродетелей, а те - уменьшают расходы и свертывают социальные проекты. Директор Бориспольского детдома «Берегиня» Татьяна Пивовар рассказывает, что раньше в конце года приюту выделяли дополнительные средства, а теперь вряд ли они что-то получат. «Постоянных спонсоров у нас нет, и мы будем надеяться на тех, кто приходит к нам время от времени. Но при таких условиях ожидать чего-то хорошего, мягко говоря, некстати», - отмечает Татьяна Васильевна. Кроме этого, руководитель детдома беспокоится из-за того, что в интернатах может увеличиться количество детворы из малообеспеченных семей, которых бедные родители просто вынуждены будут временно отдавать под опеку государства.
А между тем у добродетельных организаций уменьшается круг спонсоров, у которых можно попросить денег. «Все тяжелее привлекать средства на помощь малообеспеченным слоям населения. Работа большинства предприятий в настоящий момент просто остановилась, да и бизнес-структуры переживают, возможно, чуть ли не наихудшие за последние десять лет времена. А система благотворительности же непосредственно зависит от меценатов», - не без разочарования признает вице-президент БФ «Родной дом» Александр Кирилюк. Из-за кризиса фонду пришлось свернуть программу по борьбе против детской смертности в результате сердечно-сосудистых заболеваний, которая должна была начать набирать обороты в конце декабря.
Кроме этого, в фондах говорят, что во время кризиса спонсоры будут финансировать только те благотворительные начинания, которые будут приносить быстрый заметный результат. Поэтому долгосрочным проектам пока еще придется покрываться пылью в фондовых ящиках. А на таких проектах обычно и базируется работа большинства благотворительных организаций. По словам директора Представительства благотворительной организации «Каждому ребенку» в Украине Владимира Кузьминского, кризис частично «заморозил» некоторые их проекты. «Предотвращение отдачи детей раннего возраста в интернатные заведения» и «Создание службы социализации и адаптации детей, которые выходят из интернатных заведений», - важные для нас проекты. В рамках их реализации были предусмотрены ремонтные работы, а из-за кризиса наши надежды на большие строительные супермаркеты, которые бы могли дать материалы бесплатно или по сниженной цене, не исполнились, - рассказывает Владимир Александрович. - Потому в настоящий момент нам не удастся создать комнату для встреч малышей с близкими людьми при Киевском областном доме ребенка».
Последняя надежда благотворителей - частные пожертвования граждан. Но и в этом вопросе тоже не без проблем. «Сегодня у людей особо денег не попросишь. Те, кто постоянно жертвовал, и дальше это будут делать, вот только суммы станут меньше. А потенциальные же добродетели, которые могли бы дать деньги, будут очень осторожными, потому средств от них можно и не дождаться», - прогнозирует фандрайзер Виктор Галкин.
Мировое благотворительное сообщество, кстати, тоже переживает далеко не лучшие времена. Согласно исследованиям, 30% опрошенных неправительственных организаций Великобритании уже почувствовали спад индивидуальных пожертвований от населения, а большинство из них ожидают такого уменьшения в течение следующих 12 месяцев. Некоторые же международные добродетельные организации будут закрывать свои филиалы в других странах мира, а заграничные доноры прекратят на определенное время внешнее финансирование. «Например, Министерство Великобритании по вопросам международного развития прекратило свою деятельность в Украине. К тому же, с каждым годом становится сложнее получать средства от зарубежных меценатов, поскольку большинство грантодавцев считают, что, если украинцы могут позволить себе покупать «лексусы» и «мерседесы», то они в состоянии самостоятельно решать свои социальные проблемы», - отмечает Владимир Кузьминский.
В целом же, нынешняя ситуация почти полностью зависит от действенности предложенных фондами социальных проектов, как отечественных, так и международных. Отсутствие достойного влияния и результатов может привести к тому, что они останутся без любой спонсорской финансовой поддержки даже на несколько лет.