Бюро Києво-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ по вопросам экологии опубликовало специальное обращение по случаю всемирной природоохранной акции «Живет рождественское дерево». В обращении, которое в частности выступает против рубки так называемых рождественских деревьев: сосны, ели и пихты, отмечено, что их уничтожение «влечет не только разрушение природы, но также целый ряд плохих последствий для жизни и здоровья человека и общественного блага, что в очень трагический способ подтвердили нынешние наводнения в Западной Украине».
«Вечнозеленые сосны, ели и пихты непрерывно поглощают углекислый газ, задерживают пыль, сажу, разнообразные токсичные, канцерогенные и радиоактивные вещества, производят кислород и очищают воздух. Своим корнем они укрепляют почвы, впечатлительные к эрозии, поглощают и удерживают избыток воды. Кроме того, эти деревья являются необходимыми компонентами экологических систем, а для многих существ – родительским домом», — идет речь в обращении.
По убеждению д-ра Владимира Шеремета, руководителя Бюро вопросов экологии УГКЦ, «времена меняются, должны видоизменяться и традиции, в частности если они вызывают катастрофические последствия». «Человечество просто вынуждено переосмыслить свои отношения с природой, вынужденное отойти от роли «беспощадного эксплуататора» и вспомнить свое величественное призвание «убирать и присматривать» (Бут. 2, 15), что никоим образом не может значить «уничтожать леса и опустошать землю», — читаем в обращении.
В обращении отрицается утверждение о том, что елка является символом Рождества. «Рождение нашего Спасителя — это, бесспорно, праздник жизнь, потому только живое дерево может быть соответствующим символом для выражения его сущности. Но разве живая елка не теряет свою символику, когда является срубанной и в сущности мертвой? Разве припустимо, чтобы около рождественского Вертепа — символа жизни — стоял символ смерти — срубанное дерево? Не достаточным ли является символ рождественских яслей? Разве «святым символам» место на мусорнике, где, как правило, в конце оказываются срубанные «рождественские елки?», — спрашивает автор. Как сообщает департамент информации УГКЦ, в обращении сказано, что эти деревья «приносят на эшафот «традиции» человеческого эгоизма и коммерческой выгоды».
Кроме того, в обращении сказано, что еще несколько «десятков лет назад «не срубано», но «хлебное дерево» — дидух — было украшением каждого украинского жилища во время зимних праздников, приносило в семью праздничное настроение и уют, символизировало почет своих прадедов, хороший урожай, мир, согласие и достаток в доме».
При этом д-р Шеремет называет много способов, которые не будут портить праздничное настроение и одновременно беречь деревья. «Некоторые люди ставят на праздники искусственные красавицы-елки, которые сегодня предлагаются в широком ассортименте, или же украшают свои жилища оригинальным букетом с кавычек хвойных деревьев или композицией с других подручных материалов.
Имея свой дом и двор, можно вырастить свою собственную елку и украшать на праздники. Можно приобрести комнатную елку — араукарию, которая весь год будет оздоравливать атмосферу дома. В последнее время появилась новая услуга — продажа, или же даже и аренда елок в горшках или контейнерах. В соответствии с этим живую елку после праздников можно вернуть, или же весной высадить в почву», — предлагает руководитель Бюро УГКЦ по вопросам экологии.
Буро по вопросам экологии УГКЦ обратилось с призывом в органы государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, педагогов и средств массовой информации «привлечься к прекращению массового истребления хвойных деревьев в канун зимних праздников».