Еврейскую Пасху — Песах — начинают праздновать в этом году 8 апреля с закатом солнца. Информирует РІСУ
Это праздник весны (хаг га-авив) и воли, связанный с выходом евреев из Египта. Отмечать его начинают в канун 15 числа месяца нисана (по еврейскому месячному календарю), который приходится на март-апрель (по Григорианскому календарю). Считается, что именно в этот день около 1200 года до нашей эры пророк Моисей вывел израильтян из Египетского царства, освободив их от 400-летнего рабства. Это библейское событие состоялось 3,5 тыс. лет потому.
Последователи иудаизма отмечают пасху восемь дней. В течение всей недели в еду не употребляется ничего кислого (хамец). Перед Песахом все кислое употребляют только после специальной обработки в огне или кипящей воде.
Слово „песах” („пасха”) имеет два значения: „прохождение мимо” и „переход”. Двойственна и трактовка праздника. Кроме перехода израильтян, которых вели Бог и Моисей, через Чермное (Красное) море, вспоминается еще одно событие, которое предшествовало выводу евреев из Египта.
По ветхозаветному поверью, фараон рьяно не позволял израильскому народу уйти – и тогда в одну ночь Господь поразил первенцев в каждой семье египтян. Еврейским же семьям перед этой „казнью египетским” было велено заколоть по ягненку и кровью его помазать косяки дверей. Видя такой знак, ангел смерти проходил мимо домов иудеев.
Только после гибели египетских первенцев фараон позволил евреям оставить Египет.
Кульминационным моментом празднования еврейской Пасхи является трапеза вечерни – седер ("порядок"), что устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают рассказ о выведении из Египта.
На столе обязательно присутствуют символические кушанья. Мацу едят в память о том, что во время выведения израильтяне пекли пресные коржи, потому что не могли ждать, пока тесто забродит. Горькая и тертая зелень символизирует горечь египетского рабства. А смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина - цветом напоминает глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи. Зелень принято макать в соленую воду - она символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, которое они пересекли во время выведения.
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Или, который вернется на землю, чтобы известить о наступлении „дня Господнего, большого и страшного”.
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нищих, а также тех, кто не может отметить свято в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: „В будущем году – в Иерусалиме!”.
В синагогах во время пасхального богослужения читается Песня Песней (Шир а-ширимо), которая символизирует связь Песаха с двумя архаичными сельскохозяйственными праздниками: праздником нового приплода скота, когда приносилось в жертву однолетнее ягненок, и праздником первых жатв, когда уничтожался старый хлеб, а из пресного теста выпекался новый – маца. Впоследствии эти праздники были объединены торжеством в честь выведения из Египта – дня рождения еврейского народа как нации.