В субботу, 19 марта, в Доме офицеров состоится сольный концерт известных российских исполнителей Сергея и Татьяны Никитиных. Накануне выступления "Хрещатик" пообщался с именитыми артистами. А разговором делится с любимым читателем.
Сначала несколько слов о творческих супругах. Познакомились Сергей и Татьяна еще во время учебы в МГУ. Вскоре вместе стали кандидатами физико-математических наук. Оставив науку, Татьяна занялась политикой, работала заместителем министра культуры России. Сергея потянуло в музыку и поэзию. Восемь лет он был заведующим музыкальной частью Театра-студии под руководством Олега Табакова. Со временем приобрел статус свободного художника, композитора и исполнителя собственных песен. Сейчас жизнь Никитиных сосредоточена на сцене и исполнительстве.
Главное в воспитании детей — это общение
— Сергей, о чем Вы поете?
— (Смеется) Это надо всю жизнь рассказывать.
— А если двумя словами?
— О жизни. О том, что нас волнует.
— А что Вас сегодня волнует?
— В данный момент нас особенно остро волнует человеческая проблема — какими будут дети и внуки. Нас очень волнует, что из системы образования гуманитарная часть вымывается. Я пришел в ужас от того, что в школе, например, уже нет экзамена по литературе. Думаю, каждый сознательный человек должен прикладывать усилия и тратить время на приобщение детей к литературе. То есть участвовать в процессе “очеловечивания” детей. На этом пути у нас много всякой деятельности. Я уже двадцать лет веду такой клуб для детей и родителей, который скромно называется “Никитинские встречи”. У нас в домашней обстановке, как бы вокруг семейного очага, мы как раз и занимаемся тем, что приучаем детей к нормальному человеческому общению.
— То есть Вы — профессиональный “очеловечиватель”?
— В этой формулировке какая-то казенщина. Хотелось бы обходиться без нее.
— Тогда уточним: вдохновленный “очеловечиватель”.
— (Смеется) Ну, в общем, да.
— А что самое главное в воспитании детей?
— Во-первых, воспитанием нужно заниматься буквально с грудного возраста. Относиться к маленькому человеку, даже когда ему год-полтора, уже как к личности — с уважением. И самое главное, мне кажется, просто начать посвящать время и тратить свой организм на ребенка. А уж чем вы там будете заниматься — это детали. Можно в кубики играть, азбуку изучать. Главное — общение. И тогда невольно человек будет перенимать ваши увлечения, и то, что вы любите, он тоже полюбит.
— Сергей, а что Вам интересно в данный момент?
— Скажем так: на вопрос “что мы делаем?” мы обычно отвечаем, что поем стихи. Это прежде всего. Я лично не сочиняю стихов. Поэтому с самого начала появилась такая замечательная возможность выбирать с книжной полки стихи любимых авторов. Те стихи, которые мы могли бы спеть от первого лица. А поэзия всегда обращалась к вещам не преходящим. Для чего человек живет на этом свете? Какими будут его дети и внуки? Что он оставит им после себя? Человек живет, любит, рожает детей и задумывается над смыслом жизни. На жизненном пути мы встречаем очень много интересных людей: поэты, режиссеры, художники. Каждая встреча является для нас источником творческой энергии. Мы делимся своими увлечениями с близкими друзьями. Так получается, что этот дружеский круг расширяется до концертных, радио- и телевизионных аудиторий. Оказывается, то, чем мы занимаемся, близко и интересно многим другим.
За совместную жизнь мы нажили огромное богатство — наш сын, двое внуков, друзья
— Сергей, Вы на сцене с Татьяной действительно такая красивая, романтичная пара. Без всякого лишнего пиара. В чем секрет долгой и взаимной любви от Никитиных?
— Конечно, все от Бога. Трудно рационально отвечать на этот вопрос. У нас общий университет, общий принципиальный взгляд на жизнь. А характеры у нас разные. Мы дополняем друг друга. Я более интроверт. Татьяна — экстраверт. Мы за свою совместную жизнь нажили огромное богатство — наш сын, двое внуков, друзья, люди более старшего поколения. И это самое главное, что у нас есть. Все вместе создает столько связующих нитей, что мы уже себя в некотором смысле ощущаем единым целым.
— А можно услышать ответ Вашей супруги? В чем секрет такой долгой любви?
— (Татьяна) Секрет — он и есть секрет. Наверное, что-то так совпало. Общая деятельность, общие корни, воззрения, друзья, сын. Знаете, иногда можно даже молчать, и это не одиночество вдвоем, что очень важно.
— А как бы Вы охарактеризовали своего супруга?
— Сергей — человек одаренный. И отсюда вытекают многие вещи, даже сложные. Он интроверт, неразговорчивый. Может молчать долго. Любит рыбалку. Он добрый и в меру эгоистичный. А я, в основном, осуществляю коммуникацию с миром, с друзьями.
— Татьяна, а какая Ваша любимая песня?
— Вы знаете, это зависит от последней песни. Пока ты ими не переболеешь, они нравятся. Потом происходит переоценка, и от чего-то мы отказываемся. Но до сих пор мы поем старые песни, которые есть в репертуаре, будто они написаны вчера. Это значит, что они остались любимыми. Если песня “замыливается”, и ее неинтересно петь, слушатель сразу почувствует это. Среди любимых — “Когда мы были молодыми”, “Брич-Мулла”, песни Самойлова. Я очень люблю цикл Тарковского, который, в основном, Сергей поет один.
— Кто Ваш слушатель и как оцениваете свою аудиторию?
— (Сергей) Приходите на концерт и увидите.
— Мы обязательно придем. Но все же?
— (Сергей) Прежде всего это люди, которые не потеряли привычки почитывать, задумываться о смысле жизни и разделяют мнение, что человек жив не хлебом единым. Рано или поздно у человека, если он не живет жизнью травы, возникают главные вопросы, и он начинает над ними задумываться. В этом ему помогает литература, поэзия и авторская песня.
— Поскольку “Хрещатик” — киевская газета, расскажите, что для Вас Киев.
— (Сергей) Мы очень любим этот город. В моем представлении он являет собой нечто праздничное, содержательное, богатое. И внешне, и особенно внутренне. Мы ощущаем Киев своей древней родиной. Ведь Русь откуда пошла? Здесь столько культурных ассоциаций. Мы очень любим Андреевский спуск, булгаковские места. Вспоминаем многих музыкантов и писателей из Киева: и Виктора Некрасова, и Юнну Мориц. В Киеве мы источаем особую теплоту. И когда приходим на встречу со зрителями, все внешнее, даже то, что мы живем в разных государствах, уходит на десятый план или вообще об этом забываешь. Ты встречаешься с единомышленниками, с людьми, воспитанными на общей культуре. Еще нам интересны проявления национальной культуры. Мы очень любим авторов, сочиняющих на украинском языке. И вообще все национальное. Дело в том, что мои родители родились в Брянской области. Это недалеко от Украины. И родители, и дедушки с бабушками знали очень много украинских песен. Даже я знаю некоторые в оригинале. У нас много общего, и это все совершенно естественно.